Группа «ГНОМИКИ» МБДОУ с.Плеханово
Дидактическая игра как важное средство умственного развития детейИгра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственнотенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988) Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра— это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные,неуверенные в себе, менее подготовленные,как правило в начале берут на себя роль болельщиков,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.).Воспитатель использует игру, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем».
Некоторые дидактические игры требуют достаточной площади и высокой двигательной активности детей. Это: «Автомобили и гаражи», «Найди пару», «Кто больше увидит?», «Найди свой дом». На прогулках с детьми можно использовать игры природоведческого содержания типа: «Найди листок такой же формы», «Найди дерево по листку». Для определения места дидактической игры в системе обучения, ее роли в математическом развитии детей можно использовать метод наблюдения, с последующим анализом. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в новой ситуации. 22 декабря 2023 в 12:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.